ЗАБОТЛИВЫМ РОДИТЕЛЯМ

 В детский сад – с радостью!
(что нужно знать родителям об адаптации ребенка к детскому саду)
   Хочется видеть каждого ребенка, идущего в детский сад, счастливым и не обремененным непосильными для его возраста заботами. Каждый взрослый может помочь ребенку вырасти счастливым и довольным окружающими людьми, как в семье, так и в детском саду. Детский сад – особое место в жизни большинства из нас.

            Что дает посещение детского сада ребенку?
1. Прежде всего – возможность общения, общения со сверстниками. Ребенок с трехлетнего возраста нуждается в общении с другими детьми. А опыт общения с воспитателем поможет ребенку в дальнейшем избежать трудностей в общении с учителем. Ребенок узнает, что помимо близких взрослых, есть и другие взрослые, к мнению которых надо прислушиваться. В детском саду дети учатся соблюдать правила общения.

2. В детском саду ребенок получает возможности для интеллектуального и физического развития. С ним проводятся специальные занятия – рисование, лепка, развитие речи, аппликация, ознакомление с природой и окружающим миром и т.д. 

3. Ребенок учится самостоятельности в детском саду. Навыки самостоятельного одевания и раздевания, наведение порядка после игры и т.д.

4. Детский сад просто незаменим для формирования иммунитета ребенка. В коллективе детский организм сталкивается с огромным количеством чужеродных бактерий, которые не встречаются ему дома, тем самым активно развивая иммунитет. Иммунная система не испытывает возрастных кризисов и относительно стабильна в возрасте 2 – 4 лет, и с точки зрения иммунологов именно это время наиболее благоприятно для начала посещения детского сада.
   
   Дома ребенку можно создать условия для развития. Но социальный аспект развития ребенка будет исключен. Ребенок без непосредственной поддержки родителей не научится общаться со сверстниками и взрослыми, отстаивать свою точку зрения, свои интересы, не приобретет умения договариваться с другими детьми, учитывать чужое мнение. 

    Родителям важно знать, что при поступлении в детский сад все дети проходят через адаптационный период. Условия жизни меняются, ребенка окружают новые люди, меняются приемы воспитания. 

   Адаптация – сложный процесс приспособления организма к новым условиям, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом. Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем организма. Адаптивные возможности ребенка дошкольника ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям и замедлению темпа психофизического развития.

    У некоторых малышей в период адаптации нарушается сон, аппетит, дети плачут, прячутся от других детей, зовут маму и т. п.
   Врачи и психологи выделяют три степени адаптации ребенка к детскому саду:

1 – 16 дней –легкая; поведение ребенка нормализуется в течение двух недель. Преобладает радостное настроение, устойчивое эмоциональное состояние, он контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами. Аппетит хороший.

 6 – 32 дня – адаптация средней тяжести; Настроение может быть неустойчивым. Эмоциональное состояние нестабильное, наблюдается плаксивость в течение всего дня. Отношение к близким – эмоционально – возбужденное ( плач, крик). Речевая активность замедляется. Заболеваемость не более двух раз, сроком не более 10 дней. Появляются признаки невротических реакций, избирательность в отношении со взрослыми и детьми , общение только в определенных условиях.

 от 32 до 64 дней – тяжелая. Ребенок плохо засыпает, сон короткий. Вскрикивает во сне, плачет, просыпается со слезами. Аппетит снижается, может быть стойкий отказ от еды, невротическая рвота. Реакции ребенка направлены на выход из ситуации: плач, негодование, крик, двигательный протест, либо тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность. Детей избегает, сторонится или проявляет агрессию. Имеет место задержка речевого развития. Заболевания более трех раз, более 10 дней.

Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода:
- возраст ребенка;
- состояние здоровья;
- уровень развития;
- умение общаться со сверстниками и взрослыми;
- сформированность предметной и игровой деятельности;
- приближенность домашнего режима к режиму детского сада.

Причины тяжелой адаптации:
- отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада;
- наличие у ребенка своеобразных привычек;
- неумение занять себя игрушкой;
- несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков;
- отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми и взрослыми.


Как родители могут помочь своим детям в период адаптации в ДОУ?
   Рассказать ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в сад.
    Ваш рассказ поможет ему почувствовать себя увереннее и спокойнее, когда он пойдет в детский сад. Малышей пугает неизвестность.
   По возможности расширять круг общения ребенка, помочь ему преодолеть страх перед незнакомыми людьми: обращать его внимание на действия и поведение посторонних людей, высказывать положительное отношение к ним.
   Помогать ребенку разобраться в игрушках: использовать показ действий с ними, сюжетный показ, совместные дейсьтвия, вовлекать ребенка в совместную игру.
   Развивать подражательность в действиях ребенка («полетаем, как воробушки, попрыгаем, как зайчики» и т.д.)
   Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой. Жалеть плачущего ребенка.
   Избегать обсуждения при ребенке волнующих вас проблем, связанных с детским садом.
   Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий.
   Разработать вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания.
   Подчеркивать, что ваш ребенок, как и прежде, вам дорог и любим. В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша.

  Задача родителей в период адаптации – быть спокойными, терпеливыми, внимательными и заботливыми. Радоваться при встрече с ребенком, говорить приветливые фразы: «Я по тебе очень скучала», «Мне хорошо с тобой», обнимать как можно чаще.

   Дошкольный возраст – важнейший стартовый период жизни. Именно в первые годы жизни дети учатся тому, что будут использовать в течение всей дальнейшей жизни. И если взрослые на протяжении этого возрастного периода оказывают поддержку ребенку, он будет гораздо быстрее развиваться.





Болезненная привязанность к матери.
   Если ребенок сверх меры привязан к матери, не ругайте  и не наказывайте его за это. Не пытайтесь внушить ребенку, что он мешает вам жить, – он все равно не поймет. Ребенок не капризничает, а всего лишь  ищет защиты.


   Не ставьте ему в пример таких детей – это может спровоцировать возникновение комплекса неполноценности, уход в себя. 
   Никогда не действуйте насильственными методами. Каждый уход матери наносит ребенку травму и усугубляет его состояние.
   «Внезапный уход» – также достаточно спорный метод. Когда мама уходит незаметно, это пугает ребенка еще больше, теперь уже не столько от разлуки, сколько от ее внезапности и необъяснимости. Главное, что необходимо ребенку, страдающему подобного рода зависимостью, – это чувство спокойствия и защищенности.
   В качестве общих мер по борьбе с проявлениями болезненной привязанности к матери можно порекомендовать прогулки на природе, подвижные игры на свежем воздухе – все это укрепляет нервную систему, расширяет кругозор.
Не следует забывать, что ребенок нуждается в общении с максимально большим количеством людей. Чем дольше он будет жить в замкнутом мире (мама, отец, бабушка), тем больше будет страдать от своего комплекса.
   Почаще берите ребенка с собой в гости, приглашайте в дом гостей. Радуйтесь проявлению его самостоятельности, подчеркивайте ее и никогда не заостряйте внимания на проявлении  зависимости.
   По борьбе с проявлениями зависимости никогда не стоит действовать резко. Намного лучше и продуктивнее будет действовать поэтапно. К примеру, для начала вам следует приучить ребенка оставаться одному в комнате. При этом он должен знать, что мать находится близко, например в кухне.
   После этого можно попробовать приучить ребенка к кратковременному отсутствию матери. Для этого выберите момент, когда ребенок спокоен и пребывает в отличном расположении духа, когда он занят чем-то интересным. Не слишком сильно акцентируя его внимания, как бы между делом, скажите ему, что скоро вернетесь. В том случае, если ребенок начнет проявлять признаки беспокойства, отвлеките его, а потом снова возвратитесь к своей просьбе. Уговорите его, чтобы он «отпустил вас на минутку», при этом фиксируя внимание ребенка на том, что вы вернетесь очень скоро.
   Если реакция ребенка не слишком бурная (признаки расстройства допустимы, но сильный плач и истерика исключаются – в этом случае вам придется немного подождать, прежде чем снова вернуться к попытке преодоления его зависимости), выйдете из квартиры, закройте за собой дверь и оставайтесь там не больше 5 минут. Вернувшись, приласкайте ребенка и похвалите его за то, что он «отпустил» вас, скажите ему, что за это время вы успели сделать очень важное дело. Обязательно зафиксируйте его внимание на том, что вы вернулись быстро, как и обещали. 
   На следующий день опыт можно повторить, не увеличивая времени своего отсутствия. Только через 7–10 дней, когда ребенок понемногу станет привыкать к привычной уже для него схеме недолгого отсутствия матери, время следует незаметно увеличивать, с каждым днем прибавляя не более минуты. Ребенок должен привыкнуть к тому, что мать отсутствует недолго и каждый раз, как и обещала, возвращается. 
   Когда время вашего отсутствия увеличится до 15–20 минут, вы можете приносить ребенку из магазина что-то вкусное или покупать ему игрушку. В этом случае у малыша появится заинтересованность в вашем отсутствии, потому что он будет ждать, что вы что для него принесете. Не следует награждать малыша каждый день, иначе он привыкнет к тому, что вы каждый раз непременно что-то приносите, и станет требовать этого. Хвалить ребенка за то, что он на какое-то время сумел остаться без матери, рано или поздно следует перестать. Постепенно подведите ребенка к мысли о том, что в происходящем нет ничего особенного. 
   Другие члены семьи, остающиеся с ребенком во время отсутствия матери, должны позаботиться о том, чтобы в это время он был занят чем-то интересным. Ребенок должен понять со временем, что в отсутствие матери он может чувствовать себя ничуть не менее комфортно и спокойно, чем в ее присутствии. 
   Только совместными усилиями всех членов семьи, помноженными на доброту, терпение и понимание ребенка, можно преодолеть его болезненную зависимость от матери.



Советы по воспитанию внуков
Дорогие бабушки и дедушки! Познакомьтесь, пожалуйста, с этими советами по воспитанию внуков и внучек.
1.  Свою любовь и преданность к детям не превращайте на деле
в услужливость и рабское повиновение.
2.  Не берите на себя детские заботы, которые нужны им самим
для самовоспитания.
3.  Не балуйте их бессмысленным множеством подарков и доставлением удовольствий.
4.  Не проявляйте по отношению к ним мелочной опеки.
5.  Рассказывайте им почаще о себе, о своем детстве, о работе.
6.  Раскройте им свою душу, доверяйте им свои сомнения, горести, переживания.
7.  Секретничайте с ними, рассказывайте и читайте им сказки, гуляйте вместе с ними.
8.  Показывайте им примеры смелости, отзывчивости, трудолюбия.
9.  Давайте им возможность трудиться рядом с Вами.
10. Не напоминайте им о том, что они еще маленькие. Старайтесь вовлечь их в дела, в которых они почувствуют себя взрослыми.




Комментариев нет:

Отправить комментарий